Дорогая, принеси мне, пожалуйста, пива. Оно там в холодильнике, на верхней полке.
- Я тебе что, рабыня, чтобы пиво носить?
- О нет, зайчик. Солнышко, как ты могла такое подумать! Просто если не самый любимый на свете человек, так кто же еще?
- Ну хорошо, котенок! (идет за пивом, возвращается) Вот, возьми! Я тебя люблю.
- И я тебя люблю!
Жена уходит. Мужик, отпивая пиво:
- Ох, уж эти рабы!
Всем доброго времени суток и доброго здоровья! Статья будет довольно объёмная. Кто не привык смотреть на многобукаф, тот лучше пусть и не начинает. Но если прочтёшь до середины, авось прочтёшь и до конца. На написание статьи вдохновило прочтение книги от древнеримского патриция по имени Марк Сидоний Фалкс "Как управлять рабами" в переводе Джерри Тонера. Рекомендую всем думающим людям.
Во время прочтения этого руководства для античных топ-менеджеров, постоянно пытался провести параллели между тем тем древним миром и нашим современном прогрессивным веком. Колоссальное количество аналогий, стоит только внимательнее присмотреться. Не так уж далеко, как оказалось. мы ушли. Уверены ли мы, что сегодняшние «оплачиваемые рабы» так уж сильно отличаются от настоящих? Так ли сильно мы отличаемся от древних римлян?
Попробуем разбить по пунктам, так мне будет удобнее структурировать такой большой текст. Пунктов будет внушительное количество, реально много будет. А в каждом из них какая-нибудь мысль автора и попытки найти аналогии в нашем мире. Ну что ж, начнём наше путешествие в древность... а может и в будущее. Кто знает.... Нажимайте "Читать далее".
1. Зачем вообще понадобились рабы? Почему автор считает, что без них не обойтись? Вот его ответ: "Кто же выполняет грязную тяжелую работу, недостойную даже самого низкорожденного свободного человека? И что делать с захваченными в плен во время войны? Как вообще продемонстрировать окружающим свое благополучие?"
- Звучит логично, не то же самое ли мы видим и сейчас? Беженцы из стран, где мировая аристократия развязывает воины бегут, например, в Европу и будут работать там на непристижных работах, попутно демонстрируя всему миру величие той страны (и в первую очередь её аристократов) в которую они эмигрировали. Гастарбайтеры. Они есть и в нашей стране. А может быть вы и сами время от времени подумываете эмигрировать...
2. Естественно ли состояние рабства, справедливо ли оно? Что нам по этому поводу говорит Марк: "Нет естественных природных различий между тем и другим. Это просто несправедливость, и основана она на применении силы. Они также справедливо замечают, что многие рабы проявляли храбрость и благородство во времена великого кризиса, а это показывает, что они вовсе не имеют рабской природы. И если рабство не является естественным, то и быть хозяином неестественно. Это стоит запомнить!"
- СИЛА - вот ответ откуда идёт рабство и несправедливость. Те, кто посильнее давят тех кто послабее с помощью силы денег, закона (который можно повернуть как выгоднее), репрессивных организаций (армии, полиции), психологического подавления (средства массмедиа, религиозные организации и секты) и т.п. Но ещё из школьного курса мы знаем, что это не бесконечный процесс, ведь: сила действия равна силе противодействия.
3. "На самом деле истинными рабами являются те, кто ведет себя недостойно с точки зрения морали, независимо от того, рабами они родились или свободными. Превратности судьбы непредсказуемы: вполне может случиться и так, что, начав свой путь как рабовладелец, вы закончите его в качестве раба."
- А ведь глубокая мысль. Не так уж мало бывших удачливых "хозяев жизни" и "новых русских" поразорялись, обанкротились и теперь в лучшем случае довольствуются работой охранника или оказались на пенсии.
4. "Не покупайте слишком много рабов из одной и той же среды или одной и той же национальности. Хотя на первый взгляд может показаться заманчивым иметь работников, которые способны к сотрудничеству, легко находят общий язык друг с другом (поскольку говорят на одном языке), в дальнейшем это может породить очень большие проблемы. В лучшем случае они будут подбивать друг друга передохнуть, посидеть и поболтать, стащить что-нибудь, в худшем — начнут спорить и рассуждать, противодействовать, сговариваться: чтобы либо сбежать, либо даже убить вас. Куда лучше, когда рабы — разных национальностей. Тогда они не смогут общаться друг с другом. Это не только помешает им вступить в сговор с целью уклонения от работы, но и вынудит их освоить хотя бы зачатки латыни".
- Как только я дочитал то понял, что это просто "полный абзац". В общем Марк совсем не дурак и считает, что надо смотреть исключительно на потребительские качества рабов, а не на то, чтобы им легче было сотрудничать. Мне сразу вспомнились составы всех топовых современных спортивных команд. Игроки в них с разных стран и континентов. Кто не верит - может проверить! Да и в крупных корпорациях сейчас работников нанимают ну просто со всего света. Видно, совет действительно эффективный и поэтому повсеместно применяется.
5. Я узнал, что рабство оказывается не всегда было пожизненным. Иногда можно было получить вольную. Надежда быть освобожденным поддерживала рабов в покорности. Ведь человек без надежды на лучшую жизнь опасен. А за возможностью освобождения рабы шли как кролики за морковкой. Правда надежда довольно редко воплощалась.
- Сразу напрашивается аналогия на УДО в тюрьмах-колониях. Хотя общеизвестно, что удо в тюрьмах проще купить, чем заслужить. Есть ещё надежда "быстро и без усилий" разбогатеть выиграв в лотерею и больше никогда не работать - это тоже своего рода "надежда на вольную". Ну а то, что шансы выиграть в лотерею миллион долларов - один на миллион, я думаю даже рабы понимают. Но надеяться на выигрыш, как мы видим, это совсем не мешает.
6. Автор с неприязнью пишет про тех рабов, которые получив вольную и став свободными, смогли разбогатеть и накупили себе много рабов.
- Ну чем не аналогия с новыми русскими и нуворишами-олигархами? Вчерашний учитель или работник НИИ, а сегодня почему-то миллиардами заправляет и чванливо гнобит и презирает бывших товарищей. Мы ведь тоже к ним с большой неприязнью относимся и в свою очередь презираем, согласитесь?
7. Если римлянин погряз в долгах и был вынужден продать себя в рабство, то надо было продать его за границу, чтобы он не вызывал стыда. (А ещё, автор об этом прямо не пишет, возможно для того, чтобы другие не думали, что их может постигнуть та же судьба).
- Ничего не напоминает? Каждый день вы можете видеть гастрбайтеров-нелегалов, обычно азиатов, которым в родной стране нечем было кормить их семьи и которые приехали к нам выполнять самую грязную, тяжёлую и непрестижную работу. Живут они по современным меркам практически как рабы. В нашей многоэтажке, например, в подвале. Деньги отсылают на Родину. Ну чем не Древний Рим?
8. Сенека считал, что доморощенные рыбы лучше, т.к. не знают другой жизни и не таят на хозяина обиды за их порабощение.
- Ничего не напоминает? Он директор или генерал, потому что у него отец и дед - генералы и директора. А твой отец рабочий - вот и ты работай и даже о большем не мечтай. Ещё было бы здорово сделать, чтобы люди не знали другой жизни и даже не помышляли о лучшей доле. Отвлечь их от серьёзных мыслей, пусть работают и развлекаются в свободное время, чтобы ни о чём серьёзном не помышляли.
9. Суицид - более распространенная проблема, чем вы можете подумать. Поскольку, как говорит пословица, "лучше умереть, чем быть рабом".
- Это было написано про Древний Рим. Хотя.... современные должники, осужденные в тюрьмах и прочие "выброшенные из жизни люди" тоже частенько сводят счеты с жизнью. Не хотят они влачить такое существование.
10. Автор призывает не быть слишком жестоким с рабами - а поступать по справедливости. "Если вы время от времени поощряете усердных работников, даете им выходные, вы тем самым также повышаете вероятность хорошей работы в дальнейшем".
- Увольнительные в армии или отгул на работе - весьма позитивно влияют на нас до сих пор. А не будешь лояльным, то отгула не получишь и в нужный момент не отпросишься, придётся брать "за свой счёт".
11. Каждый раб должен иметь четкие обязанности. Это создает ясную систему отчетности и обеспечивает напряженную работу, потому что рабы знают, что, если какая-то часть работы не будет выполнена, за это ответит вполне определенный работник. С другой стороны, когда все занимаются одним и тем же, никто конкретно ни за что не отвечает. Если конкретный человек трудится усердно, все идет "в общий котел", а не на его счет; если же все работают спустя рукава, невозможно определить, кто виноват больше других.
- А вы думали вам на работе дают конкретные обязанности ради вашего удобства, или чтобы потом было за что премию выписать? Как бы не так. Это только для того, чтобы знать кого конкретно в случае провала наказывать и чтобы вы не халявили, надеясь, что "коллега доработает".
12. "Довольно редко рабы живут до глубокой старости, учитывая требования, к ним предъявляемые".
- Вместо комментария задам вопрос: "Какая средняя продолжительность жизни в России?" Не берегут хозяева своих рабов... ой не берегут.
13. "Управляющие не должны питаться отдельно от подчиненных; пусть едят ту же пищу, что и работники. Ничто так не раздражает усталого раба, как созерцание начальника работ поглощающего вкусную и роскошную еду, когда сам раб получит только обычный скудный паек. Это также означает, что управляющий должен проследить, чтобы общая пища была приготовлена должным образом, была питательной и полезной для здоровья".
- А вот это пожалуй золотой совет! А вот сейчас многие это правило нарушают. Было бы неплохо, чтобы директор завода отведал ту же "печёнку с картошкой", что и грузчики. Пусть даже не каждый день, а хотя бы иногда.
14. "Бывает что рабыня притворяется больной, но, похоже, делает это из-за крайней усталости, управительница может использовать ее по своему усмотрению и позволить денек отдохнуть в лазарете. В долгосрочной перспективе лучше дать усталой рабыне отдохнуть, а не заставлять ее работать до тех пор, пока она действительно сляжет. Хотя важно следить, чтобы такой возможностью не злоупотребляли".
- Денек за свой счет, приболел, поработаю из дома удалённо... Если вам при усталости или болезни не пойдут на встречу, вы наверно будете весьма нелояльны к такой компании и при первом случае уйдёте оттуда (если конечно это возможно). Выгоднее, чтобы сотрудник дома поболел и отдохнул денёк-другой. В первую очередь тут думают об интересах компании, а совсем не об интересах работника, просто в данном случае они совпали.
15. "Нет сомнения, что рабов развращает отсутствие хозяина. А если один раз получилось обмануть его — дальше их жадность и бесстыдство только растут; с таким же успехом вы можете нанять для управления хозяйством пиратов. Вы обычно обнаруживаете, что управляющий и наиболее влиятельные рабы находятся в сговоре, поскольку все они от этого выигрывают. В проигрыше будете только вы, хозяин".
- Лично наблюдал как мало сотрудников посещают свои рабочие места, если начальство неосторожно обмолвится, что завтра его в офисе не будет. А сколько фирм разорилось, когда владелец понадеялся на наемного менеджера и перестал контролировать ситуацию. Далеко не чужая мне "Армада" - была жёстко разворована. Ни она первая, ни она последняя...
16. "Это в ваших интересах — обращаться с рабами великодушно. Если они работают хорошо, вы в отношениях с ними всегда должны проявлять воспитанность и корректность. Ясно, что не следует позволять им быть наглыми или всюду соваться со своим мнением. Но если они занимают управленческие позиции, вы должны обращаться с ними уважительно. Как я уже говорил, я общаюсь с ними, спрашиваю их мнения и даже совета, если по данному вопросу они знают больше меня. Я нахожу, что рабы хорошо реагируют на такое обращение и работают потом с большим энтузиазмом".
- Ну что тут добавить) Когда с вами общаются уважительно, это ещё не значит, что вас действительно уважают, возможно это просто в интересах вашего руководства. Вас так типа мотивируют.
17. "Вы едва ли будете удивлены, узнав, что рабы часто проявляют по отношению друг к другу большую жестокость, нежели та, на какую способен их хозяин. На самом деле вы обнаружите, что рабы всегда борются за место под солнцем, выясняя, кто тут главнее, и ссорясь по мелочам, из-за всевозможных обид, реальных или надуманных".
- Думаю каждый видел грызню ради карьерного роста с маленькими подлостями и большими. Кто-то и сам участвовал в этом. И ведь всегда найдётся оправдание своим поступкам. Есть неплохой фильм на эту тему "Повышение".
18. "Для владельца совершенно нормально получать сексуальное удовольствие от своих молодых рабов. У меня есть юноша, который в настоящее время является моим фаворитом. Ему 14 лет, и он всегда готов и счастлив делать то, чего хочет хозяин. В конце концов, разве стыдно выполнять желания хозяина? Это совершенно естественно! Часто рабыни только рады вступить в близкую связь с хозяином".
- Неожиданный пункт?!! А может наоборот, ожидаемый. В наше время мало что изменилось. И кстати, весьма верно замечено, что не только начальники сексуально домогаются своих подчинённых. Бывает и наоборот, ради того же повышения, подчинённые домогаются своего начальства. Всякое бывает.
19. "Когда вы покупаете лошадь, вы же не смотрите только на седло, вы смотрите на лошадь под этим седлом. Вы глупец, если судите человека по одежде или социальному статусу. Человек, которого вы рассматриваете как раба, может носить свободу в своем сердце.
Все мы дети одной Земли. Все мы ведем нашу родословную от одного родителя — и высокорожденные, и низкорожденные. Вы не должны смотреть свысока на любого человека, даже если он понятия не имеет о своем происхождении, а Фортуна, судя по всему, оставила его".
- Интересная мысль. И сейчас есть много истинно свободных людей даже в самых низах общества.
20. "Если вы являетесь владельцем упрямого мула, нет смысла использовать утонченные приемы риторики, пытаясь убедить его выполнять ваши желания. То же и с рабами. Их вечный страх телесного наказания не должен беспокоить вас, хозяина. Скорее вы должны понимать, что такой страх помогает закрепить ваше доминирующее положение в их жизни. Если раб, чем бы он ни занимался, всегда где-то в подсознании держит образ хозяина (с плеткой), он будет работать значительно лучше. Рабов иногда нужно наказывать, но главное в этом деле - не переусердствовать".
- Наверняка вы и сами не раз встречались с такими прямоходящими, которые понимают только язык кулака. Шастают такие гопники по улицам и им бесполезно культурно объяснять как не надо себя вести. Держать их в более менее спокойном и приемлемом для общества положении может только страх наказания (избиения другим более сильным человеком, страх тюрьмы и т.п.). К сожалению и среди работников есть такие, которые могут трудиться только под страхом. И не так уж их и мало, как это ни печально. Это не наш метод? Но надо Федя, надо!
21. "Начнем с того, что жестокое поведение характерно для вчерашних рабов — вольноотпущенников, которые сподобились завести собственных невольников. Они славятся своими зверствами, общаются с рабами исключительно на языке порки и выволочки, словно отыгрываясь за собственное рабское происхождение".
- Ну этот пункт просто продолжение предыдущего. Если такое вот "быдло" вдруг получает какими-то способами власть и/или богатство, то они начинают всех мерить по себе и общаются только на языке жестокости. Ведь они то сами по другому не понимают. Типичные пример: какой-нибудь недоучка, примеривший погон, или сколотивший свою "банду". Как будто не про Древний мир читаем, а про сегодняшние дни, не правда ли?
22. "Что касается меня, то, когда дело доходит до наказания моих рабов, я часто прибегаю к услугам со стороны. Местный орган самоуправления предлагает услугу — организация порки за определенную плату. Берут они немного: около четырех сестерциев за порку, насколько я помню. Их люди приходят и устанавливают специальное устройство, к которому привязывают провинившегося раба, торжественно выведя его из помещения, где он содержался. Предусмотрено все, даже веревки, чтобы привязать раба. Вся эта процедура является полезным предупреждением для прочих рабов: чтобы помнили, как надо себя вести, - а заодно и вас избавляет от необходимости марать руки".
- Действительно, сейчас многие «хозяева» тоже предпочитают не марать рук. А уж за деньги можно нанять кого угодно и практически с любыми услугами.
23. "Жизнь раба - это не только тяжкий труд до седьмого пота. В ней должно быть время для отдыха и нехитрых развлечений. Это разумно при условии, что рабы прилично себя ведут и выполняют свою нелегкую работу. Ведь довольный раб будет в дальнейшем хорошо работать. И наоборот: рабы, погрязшие в нищете, измученные невзгодами и страданиями, совершенно не склонны к трудовому энтузиазму, всегда пытаются увильнуть и отвертеться от любого задания. Или постоянно причитают и жалуются на судьбу. Праздник Сатурналий как раздаст им хорошую возможность выпустить пар".
- ПИВО И ФУТБОЛ!!! ОЛЕ-ОЛЕ-ОЛЕ!!! Ну чем не Сатурналии?) Кому футбол не нравится - есть хоккей или бокс, или РОК-концерт!!!! Карнавалы и тусовки. Новые годы и Майские праздники. Есть раздолье где нажраться и по***ться в кустах.
"В старину считалось, что достаточно и одного дня, но сегодня, в наш изнеженный и склонный к праздности век, времени на него отводится побольше. Это такое время, когда весь мир переворачивается с ног на голову. То, что обычно рассматривается как хорошее поведение, теряет цену: сегодня положено быть непочтительным, дерзким и вдрызг пьяным, сегодня правят бал кощунство и святотатство, скабрезность и непристойность. Вы будете удивлены, насколько меняется в лучшую сторону отношение к вам рабов, если вы принимаете участие в празднике. Лично я напиваюсь допьяна, кричу, играю в игры и швыряю кости, обнажаюсь, исполняю эротические танцы, а иногда даже - с лицом, измазанным сажей, - бросаюсь очертя голову в холодную воду. Домашним это нравится".
- Забавно, неправда ли? Праздников становится всё больше и они всё длиннее. А политики и популярные люди все поголовно приходят на футбол, на хоккей и прочие праздненства. Не забываем про новогодние поздравления президентов. И конечно - Олимпиада! Ик!
Читаем дальше: "Есть те, кто считает, что такие праздники несут угрозу власти и социальной стабильности, давая надежду на отмщение и грядущую справедливость. На самом же деле, я думаю, это просто возможность для людей выпустить пар, ничего не меняя в реальной жизни. Рабов не наказывают, и им позволено даже критиковать хозяев. Во-обще-то, именно вы, хозяин, должны прислуживать им за столом во время Сатурналий! Вино льется рекой. Что важно, так это чтобы на следующий день после праздника не допустить его продолжения. Я советую вам с утра принять самое строгое выражение лица".
- А ведь верно, шельма, говорит! Выпустить пар и ничего не менять. Точь в точь как в древности. Кстати, забавная традиция, когда начальник становится дедом морозом))) Вот ведь оно оказывается откуда пошло...Ну и конечно - после таких разудалых праздников начинаются обычные будни, где всё встаёт на "свои места".
24. "Рекомендую вам не позволять рабам присоединяться к разным обществам (коллегиям) для лиц, принадлежащих к низшим сословиям. Пусть даже это якобы погребальные клубы, созданные с мирной целью обеспечения достаточного количества денег для похорон. Следует помнить, что общества такого рода приводили к волнениям во многих городах. Ведь как бы мы их ни называли и для каких бы целей они ни создавались, все они в конце концов превратятся в политические собрания, которые будут использованы для подстрекательства к беспорядкам".
- И ведь не поспоришь. И сейчас запрещают всячески разные профсоюзы и прочие объединения. Лучше, чтобы народ был разобщён на маленькие группки, которые не в силах выдвинуть общее требование в защиту своих попранных прав. Даже объединения футбольных фанатов стараются разобщить.
25. "У вас столько врагов сколько рабов! Какими бы верными и преданными ваши рабы ни казались, почти все они никогда не упустят шанса получить свободу. Если вы дадите им этот шанс, они не откажутся. И в проигравших останетесь вы. Когда мы, хозяева, не заботимся о рабах, так что они остаются голодными или с ними жестоко обращаются, то у рабов не остается выбора, кроме как принять меры. Мы, владельцы, подвергаемся самым разным опасностям. Обращайтесь с вашими рабами жестоко - и эти риски возрастут. Но если вы относитесь к рабам мягко и снисходительно, это еще не означает, что вы можете спать спокойно. Не все хозяева, убитые собственными рабами, заслужили такую участь своей жестокостью. Многие стали просто жертвами имеющих дурные наклонности рабов, способных на любые преступления".
- Не поспоришь, хозяина какой бы он не был, всегда будут считать противником, ведь у хозяина и раба разные классовые интересы.
26. "Вы также должны понять, что большинство способов, какими рабы будут сопротивляться вам, окажутся не в духе Спартака, отвага которого явно не вязалась с его рабским положением. Есть целый ряд вещей, которые ваши рабы могут делать, чтобы одержать маленькие победы над вами в повседневной жизни. Именно с таким мелким неповиновением вам предстоит встречаться постоянно. Они будут лгать вам по поводу того, сколько пищи они съели, или обманывать по мелочам, заявляя, будто что-либо стоит десять сестерциев, когда на самом деле оно стоит восемь. Они станут притворяться больными, чтобы не работать, испуская такие стоны, что вы будете обеспокоены, выживут ли они вообще, а они просто устраивают представление, чтобы избавиться от трудных заданий. Или просто будут тянуть волынку - и ту работу, которую можно сделать за час, растягивать на весь день. И когда вы их уличите, они будут клясться и божиться, что в действительности это более трудная работа, нежели вам кажется, и что они делают все, что в их силах. И если вы поверите этой лжи, вскоре каждая работа потребует вдвое больше времени, чем нужно на самом деле. Вот как действуют рабы. Они постоянно испытывают вас, присматриваясь, что и где можно урвать. И вам придется постоянно урезать вашу власть, пока она не будет полностью съедена рабами, которые станут относиться к вам со все большим презрением. Вы должны помнить старую пословицу «Умный раб пользуется властью наравне с хозяином», означающую, что если вы не будете стоять на страже, то получите хозяйство, в котором именно рабы решают, что, кто и когда именно делает".
- Интересная мысль, ведь полно таких подчинённых, которые "в грошь не ставят" своего начальника. И в этом кстати есть вина такого начальника. Не смог себя поставить как следует.
27. "Освобождение - та самая «морковка», при помощи которой можно заставить раба трудиться усердно и честно. Это одновременно и палка, которой его можно наказать, наказать, если он так или иначе не оправдывает ваших надежд. Надежда помогает переносить любые страдания. Безнадежность же может подтолкнуть к отчаянным мерам. На самом деле стать свободными хотят не все рабы. Некоторые так довольны семьей, где они живут, тесными отношениями с хозяином, что, похоже, не много приобретут, получив свободу и возложив на себя все заботы и всю ответственность этого статуса".
- А ведь и сейчас не каждый наёмный работник хотел бы открывать своё дело и каждый день заботиться о том, будет у него кусок хлеба завтра или нет.
28. "Когда освобождать раба? Это нелегкое решение. Основное различие: освобождаете ли вы раба из-за эмоциональной привязанности, сформировавшейся за многие годы, или потому, что он заплатил вам деньги. Сколько нужно служить, чтобы заслужить свободу? Есть доводы в пользу максимального ограничения числа лет службы. 20-30 лет рабства - это слишком уж сурово. Я вообще считаю, что освобождать нужно тридцатилетних: у получивших свободу должно быть время, чтобы найти свое место в обществе и продолжать оказывать вам услуги в качестве лояльного вольноотпущенника. Некоторые считают, что достаточно пяти-шести лет службы. С точки зрения хозяина имело смысл держать раба «в подвешенном состоянии» как можно дольше, чтобы получить максимальную отдачу от актива, в то время как брезжущая перспектива свободы заставляет раба трудиться усердно и честно".
- Ну прямо как в тюрьмах, освобождение за отсидку лет.
29. "Я позволяю моим домашним рабам делать собственные завещания и завещать свое имущество, как они пожелают. Хотя рабы не вправе делать завещаний, я отношусь к ним как к законным обязательствам, пока они держат завещанное наследство в моем доме. В конце концов, на самом деле это мои деньги".
- Как похоже! Пока деньги в стране можешь кому угодно завещать, но только не за границу! Иначе это уже "вывод активов!"
30. "Амбиции — это интеллектуальный эквивалент запаха тела. Так вот, про иных вольноотпущенников можно сказать, что они не просто издают запах — они нестерпимо воняют, вызывая отвращение. После того как их официально приветствовали как римских граждан, они испытывают отчаянное желание подняться по социальной лестнице. Мне кажется возмутительным, что эти нувориши так явно успешны. Вы же думали, что они будут просто радоваться свободе и испытывать благодарность к римлянам за то, что те приняли их в свои ряды. Как таковой, народ Рима стал плавильным котлом для всех видов чужестранцев и бывших рабов. Иногда здесь даже игнорируется огромная разница в статусе между свободными и рабами. Границы становятся настолько размытыми, что вольноотпущенники даже умудряются быть избранными на высокие должности. Рабы покупают свою свободу и становятся римлянами за деньги, которые получили путем грабежа, проституции и других гнусных видов деятельности".
- Плавильный котёл народов... Покупают должности занимаясь противозаконной и противной деятельностью. Где-то я уже это слышал... уже не о СШП идёт ли речь? Хотя и в нашей России сейчас ситуация не лучше.
31. "Вы не хуже меня знаете, Фалке, что все римляне покупают рабов, чтобы покрасоваться и пустить пыль в глаза, а не только вольноотпущенники. Все мы покупаем их, сколько сможем, - не из-за того, что мы так нуждаемся в их труде, а просто чтобы продемонстрировать окружающим, как мы богаты и какие мы важные птицы".
- Ни убавить, не прибавить. Зачем им острова и яхты, зачем им шубохранилица и замки и целый сонм прислуги? Только чтобы выпендриться))) Ничего не изменилось.
32. "ДОСТОЙНО СОЖАЛЕНИЯ, что в мире, где мы сейчас живем, становится все больше христиан. Порочная идея христианства когда-то сдерживалась энергичными действиями императоров вроде Нерона, который многих из них уничтожил за их ненависть к человечеству. Любой состоятельный христианин из тех, с кем я когда-либо сталкивался, владеет рабами точно так же, как обычный римлянин того же статуса. Их церковь так же владеет рабами, как наши муниципальные советы. И не воображайте, что христиане позволяют рабам бунтовать. Они говорят, что раб должен повиноваться хозяину. А если он не повинуется, его точно так же избивают. Я слышал об одной женщине-христианке, которая забила свою рабыню до смерти. Едва ли можно предполагать, что христианство было внутренне более расположено к рабам, чем другие формы античной мысли, например стоицизм. Нам хочется думать, что христианское учение способствовало улучшению условий жизни рабов. Но из фактов не следует, что христианские владельцы обращались с рабами лучше, чем язычники-римляне. Многие христианские писатели, похоже, так же равнодушны к проблемам своих рабов, как и язычники. Павел также говорил рабам, что они должны повиноваться своим хозяевам. Но еще он говорил, что их страдания сопоставимы со страданиями Христа. Тем самым он подчеркивал, насколько хороши были их перспективы будущего спасения. Но там нет и намека, что рабы должны восставать или хотя бы просто сопротивляться обстоятельствам. Вместо этого им внушается «быть покорными своим хозяевам и давать удовлетворение во всех отношениях; не дерзить, не воровать, но демонстрировать полную и совершенную верность» («Послание Павла к Титу», 2: 9—10). Позже христианские писатели, такие как Иоанн Златоуст, интерпретировали отсылку раба Павлом Филимону в том смысле, что рабство не должно быть отменено".
- Крепостное право держали ярые христиане, хотя это рабство в натуральном виде. Ничего страшного, это разрешалось. Христианство не давало рабам свободы, оно напротив сильно осуждает идею такой свободы. Христианин просто обязан быть несвободным, "рабом божьим" и "рабом наместников бога на земле" иначе он не истинный христианин. Если христианин перед вами кричит что он свободен, он либо заблуждается в своей вере и впал в ересь (таких раньше забивали до смерти или сжигали), либо не понимает своей несвободы. Второе более распространено. Сможет ли выжить общество с истинно свободными людьми это на самом деле философский вопрос. Христиане считают что нет и поэтому надо поддерживать текущее положение несвободы. Люди альтернативных мировоззрений напротив сходятся во мнении, что общество несвободных людей в будущем просто не сможет выжить - у них нет ни единого шанса и такая цивилизация обязательно погибнет. Свобода - конечно тоже не стопроцентная гарантия, но у свободных людей хотя бы есть шанс. Он тоже небольшой, может даже призрачный, но всё же это лучше чем совсем ничего.
Для понимания комментария рекомендуется к прочтению научно-фантастический рассказ "Нелегальное подключение". Полдень двадцать первый век. 2011 год. №08(080).
На этой позитивной ноте пожалуй и закончим! Буду рад вашим комментам!
Подписывайтесь Вконтакте, Твиттере или Телеграме и я буду и дальше писать статьи на интересные темы.
Книга разумеется добавлена в мою библиотечку блогера.
- Я тебе что, рабыня, чтобы пиво носить?
- О нет, зайчик. Солнышко, как ты могла такое подумать! Просто если не самый любимый на свете человек, так кто же еще?
- Ну хорошо, котенок! (идет за пивом, возвращается) Вот, возьми! Я тебя люблю.
- И я тебя люблю!
Жена уходит. Мужик, отпивая пиво:
- Ох, уж эти рабы!
Как управлять рабами?
Далеко ли мы ушли от древних Римлян???
Всем доброго времени суток и доброго здоровья! Статья будет довольно объёмная. Кто не привык смотреть на многобукаф, тот лучше пусть и не начинает. Но если прочтёшь до середины, авось прочтёшь и до конца. На написание статьи вдохновило прочтение книги от древнеримского патриция по имени Марк Сидоний Фалкс "Как управлять рабами" в переводе Джерри Тонера. Рекомендую всем думающим людям.
Во время прочтения этого руководства для античных топ-менеджеров, постоянно пытался провести параллели между тем тем древним миром и нашим современном прогрессивным веком. Колоссальное количество аналогий, стоит только внимательнее присмотреться. Не так уж далеко, как оказалось. мы ушли. Уверены ли мы, что сегодняшние «оплачиваемые рабы» так уж сильно отличаются от настоящих? Так ли сильно мы отличаемся от древних римлян?
Попробуем разбить по пунктам, так мне будет удобнее структурировать такой большой текст. Пунктов будет внушительное количество, реально много будет. А в каждом из них какая-нибудь мысль автора и попытки найти аналогии в нашем мире. Ну что ж, начнём наше путешествие в древность... а может и в будущее. Кто знает.... Нажимайте "Читать далее".
1. Зачем вообще понадобились рабы? Почему автор считает, что без них не обойтись? Вот его ответ: "Кто же выполняет грязную тяжелую работу, недостойную даже самого низкорожденного свободного человека? И что делать с захваченными в плен во время войны? Как вообще продемонстрировать окружающим свое благополучие?"
- Звучит логично, не то же самое ли мы видим и сейчас? Беженцы из стран, где мировая аристократия развязывает воины бегут, например, в Европу и будут работать там на непристижных работах, попутно демонстрируя всему миру величие той страны (и в первую очередь её аристократов) в которую они эмигрировали. Гастарбайтеры. Они есть и в нашей стране. А может быть вы и сами время от времени подумываете эмигрировать...
2. Естественно ли состояние рабства, справедливо ли оно? Что нам по этому поводу говорит Марк: "Нет естественных природных различий между тем и другим. Это просто несправедливость, и основана она на применении силы. Они также справедливо замечают, что многие рабы проявляли храбрость и благородство во времена великого кризиса, а это показывает, что они вовсе не имеют рабской природы. И если рабство не является естественным, то и быть хозяином неестественно. Это стоит запомнить!"
- СИЛА - вот ответ откуда идёт рабство и несправедливость. Те, кто посильнее давят тех кто послабее с помощью силы денег, закона (который можно повернуть как выгоднее), репрессивных организаций (армии, полиции), психологического подавления (средства массмедиа, религиозные организации и секты) и т.п. Но ещё из школьного курса мы знаем, что это не бесконечный процесс, ведь: сила действия равна силе противодействия.
3. "На самом деле истинными рабами являются те, кто ведет себя недостойно с точки зрения морали, независимо от того, рабами они родились или свободными. Превратности судьбы непредсказуемы: вполне может случиться и так, что, начав свой путь как рабовладелец, вы закончите его в качестве раба."
- А ведь глубокая мысль. Не так уж мало бывших удачливых "хозяев жизни" и "новых русских" поразорялись, обанкротились и теперь в лучшем случае довольствуются работой охранника или оказались на пенсии.
4. "Не покупайте слишком много рабов из одной и той же среды или одной и той же национальности. Хотя на первый взгляд может показаться заманчивым иметь работников, которые способны к сотрудничеству, легко находят общий язык друг с другом (поскольку говорят на одном языке), в дальнейшем это может породить очень большие проблемы. В лучшем случае они будут подбивать друг друга передохнуть, посидеть и поболтать, стащить что-нибудь, в худшем — начнут спорить и рассуждать, противодействовать, сговариваться: чтобы либо сбежать, либо даже убить вас. Куда лучше, когда рабы — разных национальностей. Тогда они не смогут общаться друг с другом. Это не только помешает им вступить в сговор с целью уклонения от работы, но и вынудит их освоить хотя бы зачатки латыни".
- Как только я дочитал то понял, что это просто "полный абзац". В общем Марк совсем не дурак и считает, что надо смотреть исключительно на потребительские качества рабов, а не на то, чтобы им легче было сотрудничать. Мне сразу вспомнились составы всех топовых современных спортивных команд. Игроки в них с разных стран и континентов. Кто не верит - может проверить! Да и в крупных корпорациях сейчас работников нанимают ну просто со всего света. Видно, совет действительно эффективный и поэтому повсеместно применяется.
5. Я узнал, что рабство оказывается не всегда было пожизненным. Иногда можно было получить вольную. Надежда быть освобожденным поддерживала рабов в покорности. Ведь человек без надежды на лучшую жизнь опасен. А за возможностью освобождения рабы шли как кролики за морковкой. Правда надежда довольно редко воплощалась.
- Сразу напрашивается аналогия на УДО в тюрьмах-колониях. Хотя общеизвестно, что удо в тюрьмах проще купить, чем заслужить. Есть ещё надежда "быстро и без усилий" разбогатеть выиграв в лотерею и больше никогда не работать - это тоже своего рода "надежда на вольную". Ну а то, что шансы выиграть в лотерею миллион долларов - один на миллион, я думаю даже рабы понимают. Но надеяться на выигрыш, как мы видим, это совсем не мешает.
6. Автор с неприязнью пишет про тех рабов, которые получив вольную и став свободными, смогли разбогатеть и накупили себе много рабов.
- Ну чем не аналогия с новыми русскими и нуворишами-олигархами? Вчерашний учитель или работник НИИ, а сегодня почему-то миллиардами заправляет и чванливо гнобит и презирает бывших товарищей. Мы ведь тоже к ним с большой неприязнью относимся и в свою очередь презираем, согласитесь?
7. Если римлянин погряз в долгах и был вынужден продать себя в рабство, то надо было продать его за границу, чтобы он не вызывал стыда. (А ещё, автор об этом прямо не пишет, возможно для того, чтобы другие не думали, что их может постигнуть та же судьба).
- Ничего не напоминает? Каждый день вы можете видеть гастрбайтеров-нелегалов, обычно азиатов, которым в родной стране нечем было кормить их семьи и которые приехали к нам выполнять самую грязную, тяжёлую и непрестижную работу. Живут они по современным меркам практически как рабы. В нашей многоэтажке, например, в подвале. Деньги отсылают на Родину. Ну чем не Древний Рим?
8. Сенека считал, что доморощенные рыбы лучше, т.к. не знают другой жизни и не таят на хозяина обиды за их порабощение.
- Ничего не напоминает? Он директор или генерал, потому что у него отец и дед - генералы и директора. А твой отец рабочий - вот и ты работай и даже о большем не мечтай. Ещё было бы здорово сделать, чтобы люди не знали другой жизни и даже не помышляли о лучшей доле. Отвлечь их от серьёзных мыслей, пусть работают и развлекаются в свободное время, чтобы ни о чём серьёзном не помышляли.
9. Суицид - более распространенная проблема, чем вы можете подумать. Поскольку, как говорит пословица, "лучше умереть, чем быть рабом".
- Это было написано про Древний Рим. Хотя.... современные должники, осужденные в тюрьмах и прочие "выброшенные из жизни люди" тоже частенько сводят счеты с жизнью. Не хотят они влачить такое существование.
10. Автор призывает не быть слишком жестоким с рабами - а поступать по справедливости. "Если вы время от времени поощряете усердных работников, даете им выходные, вы тем самым также повышаете вероятность хорошей работы в дальнейшем".
- Увольнительные в армии или отгул на работе - весьма позитивно влияют на нас до сих пор. А не будешь лояльным, то отгула не получишь и в нужный момент не отпросишься, придётся брать "за свой счёт".
11. Каждый раб должен иметь четкие обязанности. Это создает ясную систему отчетности и обеспечивает напряженную работу, потому что рабы знают, что, если какая-то часть работы не будет выполнена, за это ответит вполне определенный работник. С другой стороны, когда все занимаются одним и тем же, никто конкретно ни за что не отвечает. Если конкретный человек трудится усердно, все идет "в общий котел", а не на его счет; если же все работают спустя рукава, невозможно определить, кто виноват больше других.
- А вы думали вам на работе дают конкретные обязанности ради вашего удобства, или чтобы потом было за что премию выписать? Как бы не так. Это только для того, чтобы знать кого конкретно в случае провала наказывать и чтобы вы не халявили, надеясь, что "коллега доработает".
12. "Довольно редко рабы живут до глубокой старости, учитывая требования, к ним предъявляемые".
- Вместо комментария задам вопрос: "Какая средняя продолжительность жизни в России?" Не берегут хозяева своих рабов... ой не берегут.
13. "Управляющие не должны питаться отдельно от подчиненных; пусть едят ту же пищу, что и работники. Ничто так не раздражает усталого раба, как созерцание начальника работ поглощающего вкусную и роскошную еду, когда сам раб получит только обычный скудный паек. Это также означает, что управляющий должен проследить, чтобы общая пища была приготовлена должным образом, была питательной и полезной для здоровья".
- А вот это пожалуй золотой совет! А вот сейчас многие это правило нарушают. Было бы неплохо, чтобы директор завода отведал ту же "печёнку с картошкой", что и грузчики. Пусть даже не каждый день, а хотя бы иногда.
14. "Бывает что рабыня притворяется больной, но, похоже, делает это из-за крайней усталости, управительница может использовать ее по своему усмотрению и позволить денек отдохнуть в лазарете. В долгосрочной перспективе лучше дать усталой рабыне отдохнуть, а не заставлять ее работать до тех пор, пока она действительно сляжет. Хотя важно следить, чтобы такой возможностью не злоупотребляли".
- Денек за свой счет, приболел, поработаю из дома удалённо... Если вам при усталости или болезни не пойдут на встречу, вы наверно будете весьма нелояльны к такой компании и при первом случае уйдёте оттуда (если конечно это возможно). Выгоднее, чтобы сотрудник дома поболел и отдохнул денёк-другой. В первую очередь тут думают об интересах компании, а совсем не об интересах работника, просто в данном случае они совпали.
15. "Нет сомнения, что рабов развращает отсутствие хозяина. А если один раз получилось обмануть его — дальше их жадность и бесстыдство только растут; с таким же успехом вы можете нанять для управления хозяйством пиратов. Вы обычно обнаруживаете, что управляющий и наиболее влиятельные рабы находятся в сговоре, поскольку все они от этого выигрывают. В проигрыше будете только вы, хозяин".
- Лично наблюдал как мало сотрудников посещают свои рабочие места, если начальство неосторожно обмолвится, что завтра его в офисе не будет. А сколько фирм разорилось, когда владелец понадеялся на наемного менеджера и перестал контролировать ситуацию. Далеко не чужая мне "Армада" - была жёстко раз
16. "Это в ваших интересах — обращаться с рабами великодушно. Если они работают хорошо, вы в отношениях с ними всегда должны проявлять воспитанность и корректность. Ясно, что не следует позволять им быть наглыми или всюду соваться со своим мнением. Но если они занимают управленческие позиции, вы должны обращаться с ними уважительно. Как я уже говорил, я общаюсь с ними, спрашиваю их мнения и даже совета, если по данному вопросу они знают больше меня. Я нахожу, что рабы хорошо реагируют на такое обращение и работают потом с большим энтузиазмом".
- Ну что тут добавить) Когда с вами общаются уважительно, это ещё не значит, что вас действительно уважают, возможно это просто в интересах вашего руководства. Вас так типа мотивируют.
17. "Вы едва ли будете удивлены, узнав, что рабы часто проявляют по отношению друг к другу большую жестокость, нежели та, на какую способен их хозяин. На самом деле вы обнаружите, что рабы всегда борются за место под солнцем, выясняя, кто тут главнее, и ссорясь по мелочам, из-за всевозможных обид, реальных или надуманных".
- Думаю каждый видел грызню ради карьерного роста с маленькими подлостями и большими. Кто-то и сам участвовал в этом. И ведь всегда найдётся оправдание своим поступкам. Есть неплохой фильм на эту тему "Повышение".
18. "Для владельца совершенно нормально получать сексуальное удовольствие от своих молодых рабов. У меня есть юноша, который в настоящее время является моим фаворитом. Ему 14 лет, и он всегда готов и счастлив делать то, чего хочет хозяин. В конце концов, разве стыдно выполнять желания хозяина? Это совершенно естественно! Часто рабыни только рады вступить в близкую связь с хозяином".
- Неожиданный пункт?!! А может наоборот, ожидаемый. В наше время мало что изменилось. И кстати, весьма верно замечено, что не только начальники сексуально домогаются своих подчинённых. Бывает и наоборот, ради того же повышения, подчинённые домогаются своего начальства. Всякое бывает.
19. "Когда вы покупаете лошадь, вы же не смотрите только на седло, вы смотрите на лошадь под этим седлом. Вы глупец, если судите человека по одежде или социальному статусу. Человек, которого вы рассматриваете как раба, может носить свободу в своем сердце.
Все мы дети одной Земли. Все мы ведем нашу родословную от одного родителя — и высокорожденные, и низкорожденные. Вы не должны смотреть свысока на любого человека, даже если он понятия не имеет о своем происхождении, а Фортуна, судя по всему, оставила его".
- Интересная мысль. И сейчас есть много истинно свободных людей даже в самых низах общества.
20. "Если вы являетесь владельцем упрямого мула, нет смысла использовать утонченные приемы риторики, пытаясь убедить его выполнять ваши желания. То же и с рабами. Их вечный страх телесного наказания не должен беспокоить вас, хозяина. Скорее вы должны понимать, что такой страх помогает закрепить ваше доминирующее положение в их жизни. Если раб, чем бы он ни занимался, всегда где-то в подсознании держит образ хозяина (с плеткой), он будет работать значительно лучше. Рабов иногда нужно наказывать, но главное в этом деле - не переусердствовать".
- Наверняка вы и сами не раз встречались с такими прямоходящими, которые понимают только язык кулака. Шастают такие гопники по улицам и им бесполезно культурно объяснять как не надо себя вести. Держать их в более менее спокойном и приемлемом для общества положении может только страх наказания (избиения другим более сильным человеком, страх тюрьмы и т.п.). К сожалению и среди работников есть такие, которые могут трудиться только под страхом. И не так уж их и мало, как это ни печально. Это не наш метод? Но надо Федя, надо!
21. "Начнем с того, что жестокое поведение характерно для вчерашних рабов — вольноотпущенников, которые сподобились завести собственных невольников. Они славятся своими зверствами, общаются с рабами исключительно на языке порки и выволочки, словно отыгрываясь за собственное рабское происхождение".
- Ну этот пункт просто продолжение предыдущего. Если такое вот "быдло" вдруг получает какими-то способами власть и/или богатство, то они начинают всех мерить по себе и общаются только на языке жестокости. Ведь они то сами по другому не понимают. Типичные пример: какой-нибудь недоучка, примеривший погон, или сколотивший свою "банду". Как будто не про Древний мир читаем, а про сегодняшние дни, не правда ли?
22. "Что касается меня, то, когда дело доходит до наказания моих рабов, я часто прибегаю к услугам со стороны. Местный орган самоуправления предлагает услугу — организация порки за определенную плату. Берут они немного: около четырех сестерциев за порку, насколько я помню. Их люди приходят и устанавливают специальное устройство, к которому привязывают провинившегося раба, торжественно выведя его из помещения, где он содержался. Предусмотрено все, даже веревки, чтобы привязать раба. Вся эта процедура является полезным предупреждением для прочих рабов: чтобы помнили, как надо себя вести, - а заодно и вас избавляет от необходимости марать руки".
- Действительно, сейчас многие «хозяева» тоже предпочитают не марать рук. А уж за деньги можно нанять кого угодно и практически с любыми услугами.
23. "Жизнь раба - это не только тяжкий труд до седьмого пота. В ней должно быть время для отдыха и нехитрых развлечений. Это разумно при условии, что рабы прилично себя ведут и выполняют свою нелегкую работу. Ведь довольный раб будет в дальнейшем хорошо работать. И наоборот: рабы, погрязшие в нищете, измученные невзгодами и страданиями, совершенно не склонны к трудовому энтузиазму, всегда пытаются увильнуть и отвертеться от любого задания. Или постоянно причитают и жалуются на судьбу. Праздник Сатурналий как раздаст им хорошую возможность выпустить пар".
- ПИВО И ФУТБОЛ!!! ОЛЕ-ОЛЕ-ОЛЕ!!! Ну чем не Сатурналии?) Кому футбол не нравится - есть хоккей или бокс, или РОК-концерт!!!! Карнавалы и тусовки. Новые годы и Майские праздники. Есть раздолье где нажраться и по***ться в кустах.
"В старину считалось, что достаточно и одного дня, но сегодня, в наш изнеженный и склонный к праздности век, времени на него отводится побольше. Это такое время, когда весь мир переворачивается с ног на голову. То, что обычно рассматривается как хорошее поведение, теряет цену: сегодня положено быть непочтительным, дерзким и вдрызг пьяным, сегодня правят бал кощунство и святотатство, скабрезность и непристойность. Вы будете удивлены, насколько меняется в лучшую сторону отношение к вам рабов, если вы принимаете участие в празднике. Лично я напиваюсь допьяна, кричу, играю в игры и швыряю кости, обнажаюсь, исполняю эротические танцы, а иногда даже - с лицом, измазанным сажей, - бросаюсь очертя голову в холодную воду. Домашним это нравится".
- Забавно, неправда ли? Праздников становится всё больше и они всё длиннее. А политики и популярные люди все поголовно приходят на футбол, на хоккей и прочие праздненства. Не забываем про новогодние поздравления президентов. И конечно - Олимпиада! Ик!
Читаем дальше: "Есть те, кто считает, что такие праздники несут угрозу власти и социальной стабильности, давая надежду на отмщение и грядущую справедливость. На самом же деле, я думаю, это просто возможность для людей выпустить пар, ничего не меняя в реальной жизни. Рабов не наказывают, и им позволено даже критиковать хозяев. Во-обще-то, именно вы, хозяин, должны прислуживать им за столом во время Сатурналий! Вино льется рекой. Что важно, так это чтобы на следующий день после праздника не допустить его продолжения. Я советую вам с утра принять самое строгое выражение лица".
- А ведь верно, шельма, говорит! Выпустить пар и ничего не менять. Точь в точь как в древности. Кстати, забавная традиция, когда начальник становится дедом морозом))) Вот ведь оно оказывается откуда пошло...Ну и конечно - после таких разудалых праздников начинаются обычные будни, где всё встаёт на "свои места".
24. "Рекомендую вам не позволять рабам присоединяться к разным обществам (коллегиям) для лиц, принадлежащих к низшим сословиям. Пусть даже это якобы погребальные клубы, созданные с мирной целью обеспечения достаточного количества денег для похорон. Следует помнить, что общества такого рода приводили к волнениям во многих городах. Ведь как бы мы их ни называли и для каких бы целей они ни создавались, все они в конце концов превратятся в политические собрания, которые будут использованы для подстрекательства к беспорядкам".
- И ведь не поспоришь. И сейчас запрещают всячески разные профсоюзы и прочие объединения. Лучше, чтобы народ был разобщён на маленькие группки, которые не в силах выдвинуть общее требование в защиту своих попранных прав. Даже объединения футбольных фанатов стараются разобщить.
25. "У вас столько врагов сколько рабов! Какими бы верными и преданными ваши рабы ни казались, почти все они никогда не упустят шанса получить свободу. Если вы дадите им этот шанс, они не откажутся. И в проигравших останетесь вы. Когда мы, хозяева, не заботимся о рабах, так что они остаются голодными или с ними жестоко обращаются, то у рабов не остается выбора, кроме как принять меры. Мы, владельцы, подвергаемся самым разным опасностям. Обращайтесь с вашими рабами жестоко - и эти риски возрастут. Но если вы относитесь к рабам мягко и снисходительно, это еще не означает, что вы можете спать спокойно. Не все хозяева, убитые собственными рабами, заслужили такую участь своей жестокостью. Многие стали просто жертвами имеющих дурные наклонности рабов, способных на любые преступления".
- Не поспоришь, хозяина какой бы он не был, всегда будут считать противником, ведь у хозяина и раба разные классовые интересы.
26. "Вы также должны понять, что большинство способов, какими рабы будут сопротивляться вам, окажутся не в духе Спартака, отвага которого явно не вязалась с его рабским положением. Есть целый ряд вещей, которые ваши рабы могут делать, чтобы одержать маленькие победы над вами в повседневной жизни. Именно с таким мелким неповиновением вам предстоит встречаться постоянно. Они будут лгать вам по поводу того, сколько пищи они съели, или обманывать по мелочам, заявляя, будто что-либо стоит десять сестерциев, когда на самом деле оно стоит восемь. Они станут притворяться больными, чтобы не работать, испуская такие стоны, что вы будете обеспокоены, выживут ли они вообще, а они просто устраивают представление, чтобы избавиться от трудных заданий. Или просто будут тянуть волынку - и ту работу, которую можно сделать за час, растягивать на весь день. И когда вы их уличите, они будут клясться и божиться, что в действительности это более трудная работа, нежели вам кажется, и что они делают все, что в их силах. И если вы поверите этой лжи, вскоре каждая работа потребует вдвое больше времени, чем нужно на самом деле. Вот как действуют рабы. Они постоянно испытывают вас, присматриваясь, что и где можно урвать. И вам придется постоянно урезать вашу власть, пока она не будет полностью съедена рабами, которые станут относиться к вам со все большим презрением. Вы должны помнить старую пословицу «Умный раб пользуется властью наравне с хозяином», означающую, что если вы не будете стоять на страже, то получите хозяйство, в котором именно рабы решают, что, кто и когда именно делает".
- Интересная мысль, ведь полно таких подчинённых, которые "в грошь не ставят" своего начальника. И в этом кстати есть вина такого начальника. Не смог себя поставить как следует.
27. "Освобождение - та самая «морковка», при помощи которой можно заставить раба трудиться усердно и честно. Это одновременно и палка, которой его можно наказать, наказать, если он так или иначе не оправдывает ваших надежд. Надежда помогает переносить любые страдания. Безнадежность же может подтолкнуть к отчаянным мерам. На самом деле стать свободными хотят не все рабы. Некоторые так довольны семьей, где они живут, тесными отношениями с хозяином, что, похоже, не много приобретут, получив свободу и возложив на себя все заботы и всю ответственность этого статуса".
- А ведь и сейчас не каждый наёмный работник хотел бы открывать своё дело и каждый день заботиться о том, будет у него кусок хлеба завтра или нет.
28. "Когда освобождать раба? Это нелегкое решение. Основное различие: освобождаете ли вы раба из-за эмоциональной привязанности, сформировавшейся за многие годы, или потому, что он заплатил вам деньги. Сколько нужно служить, чтобы заслужить свободу? Есть доводы в пользу максимального ограничения числа лет службы. 20-30 лет рабства - это слишком уж сурово. Я вообще считаю, что освобождать нужно тридцатилетних: у получивших свободу должно быть время, чтобы найти свое место в обществе и продолжать оказывать вам услуги в качестве лояльного вольноотпущенника. Некоторые считают, что достаточно пяти-шести лет службы. С точки зрения хозяина имело смысл держать раба «в подвешенном состоянии» как можно дольше, чтобы получить максимальную отдачу от актива, в то время как брезжущая перспектива свободы заставляет раба трудиться усердно и честно".
- Ну прямо как в тюрьмах, освобождение за отсидку лет.
29. "Я позволяю моим домашним рабам делать собственные завещания и завещать свое имущество, как они пожелают. Хотя рабы не вправе делать завещаний, я отношусь к ним как к законным обязательствам, пока они держат завещанное наследство в моем доме. В конце концов, на самом деле это мои деньги".
- Как похоже! Пока деньги в стране можешь кому угодно завещать, но только не за границу! Иначе это уже "вывод активов!"
30. "Амбиции — это интеллектуальный эквивалент запаха тела. Так вот, про иных вольноотпущенников можно сказать, что они не просто издают запах — они нестерпимо воняют, вызывая отвращение. После того как их официально приветствовали как римских граждан, они испытывают отчаянное желание подняться по социальной лестнице. Мне кажется возмутительным, что эти нувориши так явно успешны. Вы же думали, что они будут просто радоваться свободе и испытывать благодарность к римлянам за то, что те приняли их в свои ряды. Как таковой, народ Рима стал плавильным котлом для всех видов чужестранцев и бывших рабов. Иногда здесь даже игнорируется огромная разница в статусе между свободными и рабами. Границы становятся настолько размытыми, что вольноотпущенники даже умудряются быть избранными на высокие должности. Рабы покупают свою свободу и становятся римлянами за деньги, которые получили путем грабежа, проституции и других гнусных видов деятельности".
- Плавильный котёл народов... Покупают должности занимаясь противозаконной и противной деятельностью. Где-то я уже это слышал... уже не о СШП идёт ли речь? Хотя и в нашей России сейчас ситуация не лучше.
31. "Вы не хуже меня знаете, Фалке, что все римляне покупают рабов, чтобы покрасоваться и пустить пыль в глаза, а не только вольноотпущенники. Все мы покупаем их, сколько сможем, - не из-за того, что мы так нуждаемся в их труде, а просто чтобы продемонстрировать окружающим, как мы богаты и какие мы важные птицы".
- Ни убавить, не прибавить. Зачем им острова и яхты, зачем им шубохранилица и замки и целый сонм прислуги? Только чтобы выпендриться))) Ничего не изменилось.
32. "ДОСТОЙНО СОЖАЛЕНИЯ, что в мире, где мы сейчас живем, становится все больше христиан. Порочная идея христианства когда-то сдерживалась энергичными действиями императоров вроде Нерона, который многих из них уничтожил за их ненависть к человечеству. Любой состоятельный христианин из тех, с кем я когда-либо сталкивался, владеет рабами точно так же, как обычный римлянин того же статуса. Их церковь так же владеет рабами, как наши муниципальные советы. И не воображайте, что христиане позволяют рабам бунтовать. Они говорят, что раб должен повиноваться хозяину. А если он не повинуется, его точно так же избивают. Я слышал об одной женщине-христианке, которая забила свою рабыню до смерти. Едва ли можно предполагать, что христианство было внутренне более расположено к рабам, чем другие формы античной мысли, например стоицизм. Нам хочется думать, что христианское учение способствовало улучшению условий жизни рабов. Но из фактов не следует, что христианские владельцы обращались с рабами лучше, чем язычники-римляне. Многие христианские писатели, похоже, так же равнодушны к проблемам своих рабов, как и язычники. Павел также говорил рабам, что они должны повиноваться своим хозяевам. Но еще он говорил, что их страдания сопоставимы со страданиями Христа. Тем самым он подчеркивал, насколько хороши были их перспективы будущего спасения. Но там нет и намека, что рабы должны восставать или хотя бы просто сопротивляться обстоятельствам. Вместо этого им внушается «быть покорными своим хозяевам и давать удовлетворение во всех отношениях; не дерзить, не воровать, но демонстрировать полную и совершенную верность» («Послание Павла к Титу», 2: 9—10). Позже христианские писатели, такие как Иоанн Златоуст, интерпретировали отсылку раба Павлом Филимону в том смысле, что рабство не должно быть отменено".
- Крепостное право держали ярые христиане, хотя это рабство в натуральном виде. Ничего страшного, это разрешалось. Христианство не давало рабам свободы, оно напротив сильно осуждает идею такой свободы. Христианин просто обязан быть несвободным, "рабом божьим" и "рабом наместников бога на земле" иначе он не истинный христианин. Если христианин перед вами кричит что он свободен, он либо заблуждается в своей вере и впал в ересь (таких раньше забивали до смерти или сжигали), либо не понимает своей несвободы. Второе более распространено. Сможет ли выжить общество с истинно свободными людьми это на самом деле философский вопрос. Христиане считают что нет и поэтому надо поддерживать текущее положение несвободы. Люди альтернативных мировоззрений напротив сходятся во мнении, что общество несвободных людей в будущем просто не сможет выжить - у них нет ни единого шанса и такая цивилизация обязательно погибнет. Свобода - конечно тоже не стопроцентная гарантия, но у свободных людей хотя бы есть шанс. Он тоже небольшой, может даже призрачный, но всё же это лучше чем совсем ничего.
Для понимания комментария рекомендуется к прочтению научно-фантастический рассказ "Нелегальное подключение". Полдень двадцать первый век. 2011 год. №08(080).
На этой позитивной ноте пожалуй и закончим! Буду рад вашим комментам!
Подписывайтесь Вконтакте, Твиттере или Телеграме и я буду и дальше писать статьи на интересные темы.
Книга разумеется добавлена в мою библиотечку блогера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.